Научно-исследовательская работа

Основной целью профессионального образования в настоящее время является существенное повышение качества образования, разработка нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкурентноспособность выпускников.  На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности  становится важнейшим средством обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования

Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они отличаются высокой восприимчивостью, любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений. Важно, чтобы будущий специалист мог преодолеть любые возникающие затруднения.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности  обучающихся колледжа является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в высших учебных заведениях.

Основными формами НИРС в колледже  являются:

  • подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
  • участие студентов в проектных работах;
  • участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
  • участие в городских, региональных и международных научных конференциях.

В колледже ведется большая работа по привлечению обучающихся  к научно- исследовательской деятельности. Под руководством опытных преподавателей обучающиеся осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.

Научно-исследовательская работа обучающихся в колледже — это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы.

Участие обучающихся в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных обучающихся она стала важным моментом повышения качества подготовки всех специалистов. Это потребовало создания в колледже такой системы организации научно-исследовательской работы обучающихся, при которой каждый обручающейся за период обучения проходил бы необходимую школу творчества.

Обучение  исследовательской деятельности проводится посредством  включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.

Работа на 1 этапе начинается с первых дней пребывания, обучающихся в колледже.  Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой, в рамках которой обучающиеся получают первые навыки подбора и технологии работы с информационными источниками. Работа по формированию исследовательских компетенций продолжается в течение первого года обучения в ходе выполнения реферативных работ, подготовки к публичным выступлениям.

За весь период обучения студенты пишут две курсовые работы и дипломный проект.  Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Сначала обучающиеся пишут на первом курсе работы реферативного характера и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах, на втором и третьем курсах усваивают доступные им элементы исследовательских методик, пишут курсовые работы практического и исследовательского характера.

Проектной деятельностью студенты колледжа занимаются   в рамках учебной деятельности на дисциплинах «История Казахстана», «Казахский язык и литература», «Базы данных» и др., выполняя проекты  по заданным преподавателям темам. Чаще это групповые работы, предполагающие проведение небольшого исследования и его дальнейшее представление в виде проекта на бумажном носителе и его презентацию в POWER POINT.

Выполнение проектов вне учебных занятий предполагает участие   обучающихся  в различных городских или международных мероприятиях. Так в течение 2019/2020учебного года  обучающиеся  колледжа принимали участие в городских мероприятиях:

  1. Областной творческий конкурс «Историческое фото», где представлялись проекты студентов в форме фотографии с авторским эссе
  2. Региональный конкурс исследовательских проектов «Мой родной край», на котором обучающиеся представили исследовательские работы, раскрывающие  историюсвоих населенных пунктов в формате видеорепортажей «История моей малой родины».

Третьим этапом овладения исследовательскими компетенциями является  внеаудиторная работа обучающихся. Отдельные обучающиеся занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на различных студенческих конференциях.

За два последних учебных года, преподавателями и  обучающимися колледжа были подготовлены и проведены следующие городские конференции:

  1. Научно — практическая конференция  «Творчество молодых исследователей — вклад в формирование конкурентоспособного государства».
  2. Городская научно- практическая конференция  «Сегодня и будущее Казахстанской экономики»
  3. Научно-практическая конференция «Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций для всех граждан суверенного Казахстана»
  4. Международная научно — практическая конференция – IX исторических чтений  «Региональная история — основа духовного, нравственного развития личности и становления гражданственности».

Все конференции проводятся  с приглашением специалистов тех организаций и предприятий, на которых обучающиеся проходят практику. Поэтому на конференциях среди выступлений  обучающихся колледжа и других учебных заведений есть выступления и специалистов-профессионалов.

Обучающиеся  колледжа под руководством преподавателей активно участвуют в написании научных статей для заочных конференций. Так, за последний год  обучающиеся колледжа были участниками следующих конференций,  например:

  1. Областная научно-практическая конференция «Қазақстан  экономикасының бүгіні мен болашағы».
  2. Городская научно-практическая конференция «Сегодня и будущее Казахстанской экономики»
  3. Международная научно — практическая конференция «Предварение правовых норм в общественную практику»

В рамках повышения профессионального уровня педагогов преподавателями колледжа  также ведётся научно — исследовательская работа. За значительный вклад  в систему образования  директор колледжа удостоен  наградой  МОН РК «Лучший преподаватель ВУЗа», «Почетный работник  образования Республики Казахстан».  В 2018 году   в рамках Всероссийского фестиваля науки Сергазинов Б.Р. принял участие в работе  круглого стола юридического факультета  МГУ им. М.В. Ломоносова «Доступ к правовой информации с использованием информационных технологий», организованный лабораторией правовой информатики и кибернетики  с посещением кафедры Конституционного и муниципального права.  Также принял участие  в Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию КазГЮИУ.